Автоматическая коробка передач – это агрегат в котором при всей его сложности совместно трудятся самые разнообразные узлы. За грамотной и корректной работой трансмиссии стоят, как различные механические детали, так и электронные – будь то плата управления, датчики или электромагнитные клапана.
Кстати, эти клапана, также называемые соленоидами, и являются залогом правильной, аккуратной, но при том тонкой работы агрегата.
Они работают следующим образом – на соленоид платой управления подается определенное напряжение. При этом на обмотке соленоида образуется электромагнитное поле. Величина этого поля зависит от величины напряжения, которое в данный момент времени подается на соленоид.
Ремонт АКПП БМВ G30
Ремонт АКПП ZF 6HP28 BMW X5
Ремонт АКПП ZF 8HP45 Jeep Grand Cherokee
Далее это изменяющееся электромагнитное поле под воздействием напряжения «управляет» сердечником соленоида, перемещая его вперед-назад. Происходит открытие и закрытие соленоида.
Если в отсутствии напряжения соленоид остается открытым, пропуская жидкость, то он называется «нормально-открытым», и наоборот, если напряжения на соленоиде нет, и он оказывается закрытым, блокируя дальнейший путь для жидкости, тогда он является «нормально-закрытым».
Сам ферромагнитный сердечник, на который воздействует электромагнитное поле, регулирует количество трансмиссионной жидкости, проходящей через соленоид. Она далее, пройдя через клапан, приводит в действие механические клапана гидроблока, а также совершает другую гидравлическую работу, включая необходимые передачи.
Выходит так, что соленоиды управляют переключениями передач.
Почему соленоиды ломаются?
При этом соленоиды являются очень точными, но хрупкими узлами, а потому – конструктивно предрасположены к быстрому выходу из строя. В коробке автомат чаще всего такой выход связан с постепенным загрязнением продуктами износа. Почти в 100 процентах случаев соленоиды забиваются металлической и фрикционной взвесью и перестают корректно включать передачи.
Но чаще соленоиды не выходят из строя сразу все. Из, допустим, 8 соленоидов неисправными могут оказаться только 2-3 (особенно это касается соленоида главного давления, EPC, и соленоида блокировки гидротрансформатора). А каждый соленоид – это недешевое удовольствие, поэтому менять все сразу наугад – дорогой, как крыло от боинга, и нерациональный вариант.
Решаем проблему замены соленойдов
Но выход из этой ситуации есть. Мы тестируем соленоиды на специальном стенде. Он прогоняет через них жидкость и управляет их открытием и закрытием, имитируя работу соленоидов в трансмиссии. Итоговые данные по каждому соленоиду выводятся на экран в виде графика. Так мы понимаем, работает ли клапан четко, без ошибок и в корректном диапазоне и, соответственно, исправен, или наоборот – подлежит замене.
В рамках ремонта трансмиссии проблема с неисправными соленоидами может решаться по-разному. Например, на коробках ZF соленоиды можно только поменять на новые, а вот на большинстве японских Aisin они вполне себе разбираются, промываются, ремонтируются и «бегают» дальше. Все зависит лишь от того, решит ли производитель сделать конструкцию, не подлежащую ремонту.
В общем итоге, соленоиды, активно применяющиеся в самых разных сферах, являются и неотъемлемой частью гидравлики и логики работы автоматической коробки. Поэтому, если АКПП ведет себя некорректно, то помимо всего остального следует обратить пристальное внимание на состояние и исправность соленоидов.